“Варикоцеле — заболевание, при котором происходит обратный заброс крови в яичковую вену вследствие несостоятельности венозных клапанов. В результате этого возникает застой крови в венах семенного канатика и яичка, расширение вен. Семенной канатик утолщается, а яичко с соответствующей стороны недополучает кислород и питательные вещества, что ведет к его постепенной атрофии и утрате функции”.

Ретроградный (обратный) ток крови по яичковой вене происходит в результате врожденной недостаточности венозного клапанного аппарата. Это основная и самая частая причина образования варикоцеле. Гораздо реже варикоцеле бывает симптоматическим, то есть, возникает при нарушении проходимости крови по левой почечной вене и/или нижней полой вене в результате тромбоза, в том числе и опухолевого генеза. Чаще всего варикоцеле левостороннее, что обусловлено впадением левой яичковой вены в левую почечную вену, однако варикоцеле может быть правосторонним и двухсторонним. При тромбозе левой почечной вены, соответственно, возникает левостороннее варикоцеле. При тромбозе нижней полой вены выше уровня почечных сосудов возникает двухстороннее варикоцеле. В этом кратком обзоре речь будет идти только о левостороннем варикоцеле, развившемся в результате врожденной недостаточности венозных клапанов. Это заболевание чаще всего диагностируется у мужчин в возрасте 16-28 лет. При этом, отклонения в показателях спермограммы встречаются в 30-75% случаев. Данное заболевание может приводить к бесплодию примерно в 40 % случаев. Нарушение функции яичка происходит постепенно. На начальных стадиях болезни происходит нарушение сначала сперматогенеза. На более поздних стадиях, которые сопровождаются атрофией яичка, нарушается и гормонобразующая функция гонад.

Выделяют несколько стадий варикоцеле:

Субклиническое варикоцеле — признаки заболевания не наблюдаются, однако оно выявляется при проведении ультразвуковой диагностики.

1 стадия — у больного наблюдается расширение вен только при пальпации;

2 стадия — (варикоцеле 2 степени) увеличенные вены больного видны при осмотре и пальпируются;

3 стадия — уменьшение размеров яичка, расширенные вены видны, легко прощупываются.

Лечение варикоцеле в Киеве: врач определяет исходя из того, на какой стадии оно было выявлено. Диагностировать данное заболевание на раннем этапе весьма проблематично, так как в большинстве случаев мужчины не ощущают дискомфорта. Выявление заболевания часто происходит во время обычного медосмотра либо в процессе выяснения причин бесплодия. Основанием для проведения дополнительного обследования становятся жалобы пациентов на болевые ощущения, которые появляются в мошонке, яичках и иногда отдают в поясничную область. Боли имеют непостоянный тупой характер и обладают свойством увеличиваться при длительной ходьбе или значительных физических нагрузках.

Определить стадию варикоцеле и избрать правильную лечебную тактику, программу реабилитации возможно лишь после тщательного осмотра и диагностики.

Зачастую поставить диагноз можно на основании осмотра и пальпации гроздьевидного сплетения семенного канатика. Пациент при этом принимает положение стоя. Возможно применение пробы Вальсальвы (проба с натуживанием, что приводит к увеличению давления в брюшной полости и, как следствие, к усиленной наполняемости вен яичек).

В качестве дополнительных способов диагностики может быть использовано УЗИ и допплерография сосудов мошонки. Оценить степень влияния варикоцеле на сперматогенез можно на основании спермограммы.

Как вылечить варикоцеле?

Подход к лечению варикоцеле зависит от стадии заболевания.  Если варикоцеле 1 стадии выявлено у мужчины средних лет, имеющего детей, протекающее бессимптомно и не влияющее на показатели спермограммы, оперировать такого больного не обязательно. Можно ограничиться наблюдением.

Однако, в следующих случаях без операции обойтись нельзя:

• постоянные или периодические боли в области яичка, мошонки;
  • бесплодие, спровоцированное снижением качественных и количественных показателей сперматозоидов, их подвижности;
  • выраженный эстетический дефект;
  • прогрессирующее уменьшение яичка или отставание его роста в период полового созревания с соответствуюшей стороны.

Единственным эффективным методом борьбы с этой патологией является хирургическое вмешательство. До сих пор ведутся споры касательно следственно-причинных связей варикоцеле и бесплодия, а также целесообразности хирургического вмешательства. Одни специалисты утверждают, что операция остро необходима в случае выявления данного заболевания в детском и подростковом возрасте не зависимо от стадии и характера болезни. По их мнению, подобная профилактическая мера позволит устранить застой крови, образовавшийся в мошонке, и избежать разрушения сперматогенного эпителия. Таким образом, посредством операции можно исключить вероятность возникновения проблем репродуктивной функции.

Ряд других ученых и медиков твердо убеждены, что бесплодие не есть следствие варикоцеле и отстаивают мнение, что хирургическое вмешательство необходимо исключительно в случаях наличия острого болевого синдрома или при остановке развития яичка.

Лечение варикоцеле: операции

На сегодняшний день в мире практикуется около 120 методик лечения варикоцеле хирургическим путем. Различают окклюзирующие и неокклюзирущие операции. Большей популярностью пользуются окклюзирующие методики разобщения системы вен яичка с почечной веной. Среди них можно выделить основные.

1. Открытая операция Иваниссевича.

Проводится путем разреза в подвздошной области под внутривенным наркозом. Затем рассекается жировая подкожная клетчатка, апоневроз, отодвигаются мышечные ткани, лигируется и иссекается семенная вена. Данная методика отличается технической простотой, невысокой себестоимостью и безопасностью.

2. Микрохирургические операции:

• окклюзия яичковой вены;
  • сосудистый анастомоз.

В данном случае происходит очень точное и корректное лигирование вены без затрагивания артерии, нервов и лимфатических сосудов. Но операция очень длительная и трудоемкая, требующая специального оборудования.

3. Варикоцелэктомия (лапароскопическая или видеоэндоскопическая). Применяется при необходимости оптического увеличения для минимизации рисков перевязки артерии и лимфососудов. Однако данная методика имеет некоторые сложности, связанные с чрезбрюшинным доступом. Поэтому, как правило, лапароскопическое лигирование производится при диагностировании двустороннего варикоцеле либо в случае рецидива.

4.  Ретроперинеоскопическая варикоцелэктомия. Методика предполагает операцию в забрюшной области через минидоступ и имеет ряд преимуществ:

• непродолжительность операции;
  • минимальный наркоз;
  • малая травматичность;
  • быстрая реабилитация;
  • низкая вероятность осложнений;
  • отличный косметический итог.

Лечение без операции

К сожалению, не существует эффективных методов борьбы с данным заболеванием нехирургического характера. Избавиться от варикоцеле с помощью народной медицины, мазей и таблеток невозможно. Если в венах мошонки существует повышенное давление и они расширены под влиянием этого, никакие консервативные методы не приведут больного к выздоровлению.

ультразвуковая диагностика варикоцеле

Чаще всего на эту страницу попадают по запросу варикоцеле слева 2 степени.