Суть заболевания заключается в сморщивании ткани предстательной железы ввиду наличия в ней хронического воспалительного процесса.

В результате этого происходит постепенное сдавление простатического отдела мочеиспускательного канала, сужение шейки мочевого пузыря, что неминуемо приводит к нарушениям мочеиспускания, нарушению оттока мочи из нижних мочевых путей.
В некоторых случаях сдавление распространяется на нижние отделы мочеточников, вызывая застой мочи в верхних мочевых путях и развитие хронической почечной недостаточности. Сдавление протоков семявыносящих путей, которое так же иногда наблюдается при склерозе простаты, становится причиной различных сексуальных расстройств.​

склероз простаты

Основной причиной возникновения склероза простаты является хронический воспалительный процесс в ее ткани. Многие клиницисты отмечают роль инфекционного фактора, механического, аллергического и иммунологического. Способствуют этому атеросклеротичесие изменения в сосудах таза, гормональные воздействия. Большое значение в развитии хронического простатита, как бактериального, так и небактериального, играет наличие уретро-простатического рефлюкса мочи. К числу факторов, способствующих развитию простатита, относят так же нарушения микроциркуляции в простате, застой крови в малом тазу при отсутствии двигательной активности, застой секрета в предстательной железе при редких половых контактах, нерегулярной половой жизни. Склероз простаты рассматривается как конечная стадия хронического простатита.

В клинической картине склероза простаты основное место занимают симптомы, характерные для инфравезикальной обструкции любой этиологии:
— затрудненное, иногда болезненное мочеиспускание;
— чувство неполного опорожнения мочевого пузыря;
— частое мочеиспускание небольшими порциями мочи;
— возможна хроническая или острая задержка мочи.

К этим симптомам часто добавляются воспалительные симптомы:
— боль в промежности, над лоном, в паховых областях, прямой кишке;
— расстройства половой функции — снижение либидо, ухудшение эрекции, болезненный половой акт, болезненная эякуляция, снижение остроты оргазма и т.д.

При наличии вторичных изменений верхних мочевых путей к клинической картине могут присоединяться симптомы пиелонефрита, хронической почечной недостаточности.

Диагностические мероприятия.
— общеклинические анализы мочи и крови;
— урофлоуметрия;
— ультразвуковая диагностика мочеполовой системы;
— трансректальное УЗИ;
В случаях, когда в патологический процесс вовлечены верхние мочевые пути, показано рентгеновское исследование:
— обзорная и экскреторная урография;
— мультиспиральная компьютерная томография.

Из дополнительных методов иногда может применяться уретроцистоскопия, радионуклидные исследования функции верхних мочевых путей, восходящая уретроцистография.

Лечение склероза простаты:

Основным методом лечения склероза простаты является хирургический. На сегодняшний день наиболее распространенное оперативное вмешательство при этой болезни — трансуретральная резекция простаты (ТУР). Сущьность операции состоит в иссечении склеротических тканей предстательной железы через мочеиспускательный канал. Операция относится к эндоскопическим малоинвазивным методам хирургического лечения в урологии и является на сегодняшний день самой эффективной. При дальнейшем склерозировании тканей простаты эта методика допускает повторное использование.
Консервативное лечение при склерозе предстательной железы применяется только с целью предоперационной подготовки или в послеоперационном периоде.

Поскольку склероз простаты рассматривается как конечная запущенная стадия хронического простатита, своевременное выявление и лечение этого заболевания и является основной мерой профилактики склероза предстательной железы.

Выделяют несколько форм склероза простаты:

• Склероз простаты с очаговой гиперплазией;
  • Склероз простаты в сочетании с нодозной аденоматозной гиперплазией;
  • Склероз простаты с атрофией паренхимы;
  • Склероз простаты с кистозной трансформацией;
  • Цирроз простаты — может сочетаться как с аллергическим, так и инфекционным простатитом или протекать без простатита.