“Опухоль мочевого пузыря составляет 3 % рака всех локализаций. В группу риска попадают люди, организм которых подвергается воздействию ароматических аминов, а также страдающие хроническим циститом”

Опухоль мочевого пузыря представляет собой патологическое изменение эпителиальных клеток слизистой оболочки органа.

Различают инвазивный рак мочевого пузыря и не инвазивный. Инвазивный рак – это тяжелая форма заболевания с прорастанием опухоли сквозь стенки пузыря и переходом ее на другие органы.  Не инвазивный рак имеет доброкачественное течение, при котором образование не выходит за границы мочевого пузыря. Возможен переход из не инвазивной формы в инвазивную.

Основным методом диагностики опухолей мочевого пузыря является цистоскопия. Это эндоскопическое исследование, при котором через мочеиспускательный канал вводится тонкая металлическая трубка, через которую производят осмотр мочевого пузыря. А также биопсия для получения морфологического диагноза.

Проводится также:

• цитологическое исследование мочи;
  • компьютерная томография брюшной полости;
  • ультразвуковое исследование.

Для оценки распространения заболевания проводят дополнительные рентгенологические исследования. Контрастные вещества вводятся внутривенно, после чего выполняют снимки мочевого пузыря, на которых может определяться опухоль. Контрастные вещества могут вводиться и через мочеиспускательный канал.

Причины возникновения заболевания:

• длительный контакт с определенными химическими веществами (ароматические амины);
  • хронический застой мочи, цистит;
  • курение;
  • перенесенная радиотерапия;
  • употребление хлорированной воды;
  • наследственность;
  • шистосоматоз мочевого пузыря;
  • врожденные дефекты мочевого пузыря;
  • привычка задерживать мочу (более длительный контакт стенки мочевого пузыря с потенциальными канцерогенами);
  • некоторые лекарственные средства (например, циклофосфамид).

Симптомы заболевания:

• гематурия (кровь в моче);
  • нарушение функции мочеиспускания (учащенное мочеиспускание, боли во время и после процесса мочеиспускания);
  • боль в малом тазу или боковых отделах живота;
  • общее ухудшение самочувствия, упадок сил, потеря аппетита, нарушение сна.

В случае, когда у пациента обнаруживается доброкачественная или злокачественная опухоль мочевого пузыря, лечение должен проводить квалифицированный уролог. В зависимости от результатов обследования пациента, врач может назначить как консервативное, так и оперативное лечение.

При консервативном лечении проводится местное введение в полость мочевого пузыря препаратов, способствующих восстановлению местного иммунитета тканей и исчезновению опухоли.

При оперативном лечении новообразований предусматривается удаление опухоли мочевого пузыря в пределах здоровых тканей.

Обязательным компонентом любого вида лечения становится использование уросептиков — препаратов, уменьшающих воспалительные изменения и восстанавливающих нормальную уродинамику.

Профилактика опухоли мочевого пузыря:

• устранение профессиональных вредностей, защиту от промышленных канцерогенов (исключение непосредственного контакта с химикатами, ношение защитной одежды, диспансеризация);
  • радикальное лечение всех доброкачественных папиллом мочевого пузыря, адекватное лечение цистита;
  • отказ от курения;
  • употребление достаточного количества жидкости, регулярное опорожнение мочевого пузыря.

Немного статистики

Стоит отметить, что опухоль мочевого пузыря у женщин, как доброкачественная, так и злокачественная, встречается значительно реже, чем у мужчин. Согласно статистическим данным соотношение заболевших представителей мужского пола к представительницам женского составляет 3:1.

В разделе онкологических заболеваний злокачественная опухоль мочевого пузыря у мужчин и женщин занимает место среди самых распространенных типов. Около 3-4 % пациентов с онкологическим диагнозом сталкиваются с раком мочевого пузыря.

С каждым годом наблюдается рост случаев заболевания, который провоцируют ухудшение экологической ситуации, качества воды и другие прогрессирующие факторы. В то же время современные достижения в области диагностики и лечения раковых заболеваний позволяют снизить показатели смертности и увеличить процент выздоровления.

Опухоль мочевого пузыря у женщин симптомы имеет схожие с особенностями менструального цикла (боли в животе, кровяные выделения). Поэтому мужчины чаще обращаются к врачу на ранней стадии болезни. Различного характера новообразования мочевого пузыря зачастую диагностируются у людей преклонного возраста. 70 лет – это пиковый возраст подобных заболеваний.

Определение стадии

Опухоль мочевого пузыря имеет четыре стадии заболевания.

1. Опухоль Та. Поражен только один элемент мочевого пузыря – слизистая оболочка.

2. Опухоль Т1. На этой стадии заболевание распространяется на два слоя: слизистую оболочку и собственную пластинку.

3. Опухоль Т2. Охвачен весь мочевой пузырь, кроме глубинной мышечной оболочки.

4. Опухоль Т4. Поражена вся стенка мочевого пузыря: собственная пластинка, слизистая и мышечная оболочки. Возможно распространение метастаз на соседние органы.

Выделяют также опухоль Cis — внутриэпителиальный рак. Она размещается тоже на слизистой оболочке, но принадлежит к группе раков высокой степени. Опухоль Cis представляет значительную опасность для больного в случае несвоевременного лечения.

Наблюдение

Также, как и у женщин, опухоль мочевого пузыря у мужчин лечение требует незамедлительное, с обязательным последующим наблюдением в случае успешного выздоровления. Риск рецидива остается высоким и нельзя игнорировать предписания врача касательно сдачи контрольных анализов и цистоскопии. В повторном случае опухоль мочевого пузыря симптомы может иметь не столь выраженные. К тому же при опухолях средней и высокой степени существует риск заболевания в области верхней мочевой системы. Подобные новообразования могут возникнуть в почках или мочевых каналах. Поэтому целесообразно проводить комплексную диагностику мочевого пузыря и почек каждые два года.

цистит лечение